Дирижёр (рассказ)

    Начало октября выдалось на редкость холодным. По вечерам на оконных стёклах проявлялись графические заготовки для будущих морозных шедевров. Мы, слушатели вечерних курсов Литинститута, занимались в пальто — в только что отремонтированном главном корпусе не спешили запускать систему отопления.

    Именно в это время у входа в метро появился бомж. И я теперь дважды в день проходила мимо него. Вернее, вечером и очень поздно вечером. Проходила мимо.

    Хорошо помню первое чувство — раздражение, перерастающее в злое бессилие. Его вжатая в плечи голова никак не вязалась с моим представлением о человеке как существе, созданном по образу Божию. Бомж был похож на собаку, которая боится, что её заметят и убьют.

    Когда стало совсем промозгло, бомж перебрался к стене торгового центра. Он сидел на ящике, подставив руки под вентиляторы кондиционеров, и ловил струи тёплого воздуха, не заботясь о том, что сверху льёт дождь. А выглядело это так, будто он дирижирует симфоническим оркестром и не замечает ничего, кроме музыки.

    Больше всего меня ужасали его голые колени. Джинсы, когда-то супермодные, пошли по классическому пути превращения в шорты. Распухшие колени бомжа за несколько дней превратились для меня в символ безразличия, которое не может не погубить мир. Если бы я писала настоящий рассказ, моя героиня и весь остальной мир в финале расплатились бы за всё. Дирижёр бы додирижировал симфонию «Конец света», поклонился и исчез. Аплодисментов не последовало бы. Трещина равнодушия к тому моменту достигла бы земного ядра и расколола мир на много маленьких мирков.

    Вот такой ужас чувствовала я два раза день. И вдруг бомж пропал. Я спрашивала себя: «Может быть, его забрали и поместили в более пригодное для жизни место?» И отвечала себе: «Может быть». Но ни в какое волшебное место не верила.

    А вчера иду — сидит под эстакадой. И голову не вжимает. Его безумный взгляд упирается в лица прохожих, как вилы в стену сарая. Кажется, ограбь и убей он кого-нибудь — сразу получит тёплую камеру и ежедневную баланду. Для всех это ужас, для него — счастливый билет. Что ему терять?

    Я — тот автор, которому не известны ни перипетии героя, ни финал. Хотя нет, финал как раз получился. А то меня на семинаре прозы частенько ругают: «Концовки опять нет, концовки нет!» Да вот же она, в середине! Трещина растёт… растёт ­— вспышка — и тишина.

    Please publish modules in offcanvas position.